БЛОГ

Почему специалисты-гуманитарии могут изменить индустрию коммуникаций?

В последние годы ведущие мировые корпорации и PR-агентства обозначили своей стратегической задачей активное привлечение к работе специалистов в области социальных и гуманитарных наук (таких как философия, социология, психология и культурная антропология). Эта тенденция вызывает удивление, а зачастую даже недоумение у представителей белорусского корпоративного мира. Мы попробуем объяснить, чем так хороши специалисты-гуманитарии и почему они постепенно занимают доминирующие позиции в современном инновационном и консалтинговом бизнесе.

Лекция Дэймона Хоровица
«Бросайте работу в области технологий, получайте докторскую степень в гуманитарных науках»

Начнем с ключевых характеристик, которые, по мнению западных работодателей, выделяют специалистов-гуманитариев:

  • умение анализировать и аргументировать;

  • способность выявлять расхождения во взглядах и находить общий язык;

  • умение говорить и писать ясно и убедительно;

  • способность смотреть на проблемы с разных сторон, генерировать идеи и придумывать нестандартные пути решения;

  • умение прогнозировать тренды и анализировать как локальную, так и глобальную культурную среду.

Действительно, способность четко и творчески мыслить, как и способность решать проблемы в любой профессиональной области – основа профессионального успеха и личного удовлетворения. Однако такие способности могут развивать и другие дисциплины, в первую очередь, математического профиля. В чем же уникальность качественного гуманитарного образования? Гуманитарии выгодно отличаются более глубоким знанием и пониманием человека, общества и культуры – сфер, на которые направлены и из которых происходят все бизнес-инновации и любая успешная коммуникация.

Изучение гуманитарных и социальных наук не только улучшает понимание различных культур и социальных групп, но и способствует развитию мировоззрения, открытого к различным способам существования. Разностороннее гуманитарное образование позволяет человеку нестандартно смотреть на вещи, понимать способы функционирования всего спектра явлений человеческого мира, бросать вызов догмам и устаревшим представлениям о «нормальности» и «естественности» посредством проявления разнообразия человеческого опыта, серьезного и вдумчивого отношения к нему.

Социальная жизнь человека – одно из самых сложных явлений. Социальные ситуации, убеждения и практики зачастую поразительно запутанны и многогранны. Такие дисциплины как философия и культурная антропология дают возможность осознать и понять эту сложность, не сводя ее к упрощенным моделям объяснения.

Google разыскивает специалистов в области гуманитарных наук

Компетентность гуманитариев не ограничивается вопросами общего понимания, она с легкостью распространяется на конкретные практические вопросы. Например, в недавнем резонансном исследовании, которое анализировало пользователей Canon и Nikon и их потрясающую лояльность маркам, Мэри Ноймайер приходит к выводу, что техническое и менеджерское мышление неспособны понять формирование настоящих племенных сообществ, которые образуются вокруг того или иного продукта. Только вдумчивый и внимательный социо-гуманитарный анализ подобных связей, а также механизмов, посредством которых клиенты придают своей жизни смысл, может позволить компаниям выстраивать с ними более точную и личную коммуникацию.

Понимание практик и мотиваций потребителей – другая важная характеристика гуманитарных специалистов. По словам легендарного консультанта Ларса Пернера, «понимание поведения потребителей играет решающую роль в построении общественных отношений». Только зная, как клиенты используют продукты и какое влияние эти продукты оказывают на их жизнь, компании могут эффективно выстраивать связи с общественностью и маркетинговые коммуникации.

The Atlantic: Мифы о менеджменте

Гуманитарные специалисты обеспечивают необходимое понимание культурных установок сообществ. Не зная ценностей и принципов сообщества, с которым компания пытается наладить коммуникацию, невозможно рассчитывать на успешный бизнес. Умение работать со смыслами, понимание социо-культурных отношений, моделей поведения и восприятия позволяют гуманитариям с легкостью генерировать новые значения, придумывать контексты и истории, менять схемы восприятия, а значит обеспечивать успешную коммуникационную и инновационную деятельность компаний и организаций.