БЛОГ

Все дело в отношении

Наташа Листопад, дизайнер PRCI.Storytellers, делится мыслями о дизайне и рассказывает, как наполнить свою работу смыслом.

Википедия подскажет нам, что дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) - это деятельность по проектированию предметного мира. Дизайн собрал в себе много различных категорий: типографика, веб-дизайн, промышленный дизайн, графический, урбанистический, дизайн мобильных приложений и т.д.

С распространением технологий и мобильных устройств, огромное количество информации стало доступно в любое время в любом месте. Окружающая нас среда переполнена «визуальным» и времени на обработку информации остается очень мало. Сегодня мы быстро пролистываем фото за фото, новость за новостью и пытаемся все это как-то переварить. В этой среде ты, дизайнер. Человек, который делает очередную “красивую картинку”. Зачем это все нужно?

Определение слова design в словаре Merriam-Webster Dictionary звучит так: «Создавать чертежи, схемы, проекты для будущих вещей; планировать и создавать что-то с определенной целью». (to create the plans, drawings, etc., that show how (something) will be made; to plan and make (something) for a specific use or purpose)

Мне очень нравится это слово “создавать”. Но создаем ли мы дизайн? В интернете существует огромное количество готового клипарта, бесплатных шрифтов, плагинов, шаблонов, которые сделают работу “создания” за тебя. Это больше похоже на компоновку, а не на создание уникального изображения. Возможно, мы стремимся за количеством, а не качеством, а все вспомогательные интернет ресурсы нам в помощь. Ведь время – деньги. А где же место уникальным, созданным тобой проектам, которые греют душу?

Недавний пример из практики. Подруга детства пригласила на свадьбу. Я предложила сделать пригласительные на ее «самый важный в жизни день». Пока творила, понимала – вот оно счастье! Когда занимаешься проектом, который наполнен для тебя личным смыслом, когда эмоционально связан с человеком, то наслаждаешься процессом работы. В итоге пригласительные удались, невеста осталась очень довольна. А мне очень приятно, что своими навыками и умением “сделать красиво” я украсила торжество близкого человека. Чувство выполненного долга, воплощение личного проекта и польза – ощутила все сразу.

Но это личные проекты. Давайте рассмотрим профессиональную среду работы дизайнера.

Когда ты фрилансер, который зарекомендовал себя, есть роскошь выбора только тех проектов, которые интересуют и цепляют. Свободный распорядок дня дает мобильность и возможность заниматься тем, чем хочется. Но удаленная работа не застрахует от заказчиков, которые будут просить «поиграть со шрифтом» и «подвигать элементы» в макете, что подпортит впечатление от идеального проекта. Кроме того, работа фрилансера связана с финансовой нестабильностью. Если нет постоянного списка клиентов, будет трудно творить при отключенном за неуплату свете.

Очень мудро на тему творчества и организации своего труда пишет Хью МакЛеод в книге «Как быть креативным» (How to be creative) Он советует не уходить в свободное плавание, а сохранять дневную с 9-5 работу, какая бы она не была, и творить в свободное время. Это дает стабильность, душевное спокойствие, возможность и пространство для творчества.

С другой стороны – ты дизайнер в компании. Работая в компании, часто не можешь выбирать, что тебе интересно делать, а что нет. Есть проект, есть заказчики – твое дело сделать красиво и помочь компании продать продукт/проект и т.д. Заказчики, играющие шрифтами, ждут тебя и здесь. Работать в компании легче и проще, так как человек существо социальное. В коллективе существует разделение труда, где с тебя как с дизайнера снимаются финансовые и организационные вопросы. Появляется больше времени и сил для того, чтобы творить. Немаловажна и возможность посоветоваться с коллегами, получить обратную связь. Конструктивная критика необходима для совершенствования.

Наверное, дело не в том, фрилансер ты или работаешь в компании. Думаю, все дело в отношении.

Как говорил мой коллега и очень толковый дизайнер: «Свои работы нужно любить и ими нужно гордиться». Отношение “ай и так сойдет” чувствуется сразу.

Как же наполнить свою работу смыслом?

  1. 1.
    Стараться находить личный подход к любому проекту и заказчику. За именем любой компании или большой корпорации стоят обычные люди.
  2. 2.
    Перед началом работы над проектом спросить себя: что именно я хочу решить тем или иным дизайном, какое основное сообщение хочу донести до аудитории?
  3. 3.
    Стараться в каждом проекте практиковать новые знания, фишки или приемы. Таким образом с каждым, даже небольшим, проектом, ты растешь как специалист.
  4. 4.
    Вдохновляться примерами других творческих людей: дизайнеров, архитекторов, скульпторов, музыкантов, писателей. И не забывать иногда останавливаться, смотреть по сторонам и наблюдать за миром.
  5. 5.
    Вспоминать хорошие проекты, которыми можно гордиться, и радоваться своим победам, а не концентрироваться на ошибках и неудачах.
  6. 6.
    Любить то, что делаешь и получать удовольствие от процесса работы.


Мечтайте и творите на здоровье!